Начнем с того, что у этих двух вариантов сбережения древностей противоположные цели. Музейные коллекции в первую очередь предназначены для того, чтобы познакомить с объектом древности неограниченное и максимально большое число лиц. Сами музеи имеют помимо функций сбережения и изучения имеют образовательную функцию. Ведь передача знаний — это то, что лежит в ДНК любого музея.
С другой же стороны нельзя сказать, что скупка антиквариата несет какие-то разрушительные или негативные формы. Как правило людьми, которые занимаются поиском древних артефактов также движет исследовательская миссия. Однако мотивы тут несколько иные. Желание обладания древней редкостью, порой тщеславие. Некоторе покупают антикварные вещи с целью вложения капитала с расчетом на то, что через несколько лет или десятков лет оценка антиквариата в их коллекциях выявит значительный прирост нулей справа суммы от первоначальных вложений.
Нельзя также забывать, что многие частные коллекции еще при жизни их владельцев и с их согласия перекочевываю в музеи (или же после смерти владельце передаются их наследниками в дар музеям) или же основывают собственные музеи, когда понимают, что сокровище находящееся в их руках должно принадлежать человечеству, а не быль лишь украшением в фамильной усадьбе и предметом зависти коллег по хобби.
К тому же, частное коллекционирование позволяет устанавливать рыночную стоимость многих предметов антиквариата, и без такой оценки мы бы не знали их реальную денежную стоимость. Скажем, скупка икон, безусловно бесценного наследия православной культуры. Оно оттого и бесценное, что цены оно не имеет, а потому в советское время из икон делали ящики, называя их крашеными досками. Обладая же реальной стоимостью, выраженной в рублях, евро и долларах, эти памятники культуры перестают быть примитивным строительным материалом.