На днях в городе Кимры Тверской области отметили столетний юбилей присвоения Кимрам городского статуса. Это стало поводом вспомнить о женщине, благодаря которой Кимры, стали крупным центром сапожного ремесла, а потом и городом, а именно о Юлии Павловне Самойловой.
Помещица отличалась экстравагантными поступками, меценатством, изысканной красотой. Ее любили и ненавидели, уважали и презирали, ее особа всегда была окружена сплетнями. При этом графине было безразлично мнение окружающих. При этом Самойлова всегда старалась помочь нуждающимся, о ее любящей душе знал каждый.
Девичья фамилия Самойловой – Пален. В 1923 Юлия, с благословения царя, вышла замуж за графа Самойлова, но брак продлился недолго из-за бесконечных кутежей супруга. Самойлова часто посещала имение «Графская Славянка», где собирался весь бомонд, элита. Здесь часто музыканты, художники, театралы устраивали шумные помпезные вечеринки. Именно там Самойлова познакомилась с Карлом Брюлловым, начинающим живописцем. Художник был поражен красотой графини.
Брюллов безумно влюбился в Самойлову, но роман между знатной графиней и еще тогда неизвестным художником был невероятен и Брюллов держал в тайне свои чувства к графине. К тому же Самойлова должна была ехать в Италию. Живописцу удалось добиться командировки, и он поехал вслед за своей возлюбленной. Брюллов и Самойлова вместе путешествовали по Италии, бродили по руинам Помпеи.
Графиня стала музой художника. Ее образ встречается во многих картинах Брюллова, а полотно Гибель Помпеи живописец полностью посвятил Самойловой. На картине лицо Самойловой встречает нас у трех разных персонажей.
Самойлова была одной из богатейших женщин России. Ей принадлежало и село Кимры. Но после женитьбы на итальянском теноре Пери, перед тем, как уехать к мужу в Италию, по российскому закону нужно было отказаться от всех активов, имений. Кимры всегда славились сапожным ремеслом и вот именно делегация мастеров-кожевников неожиданно обратились к Самойловой с просьбой продать село его жителям. Это было достаточно редкое явление в российской практике и в конечном итоге разрешение давал сам император. Кимрякам была назначена цена в 495 тысяч рублей (гигантские деньги по тем временам). Мастера согласились и получили кредит в госбанке на 37 лет. В итоге его они погасили за 20 лет, выплатив вместе с процентами около миллиона рублей (просто астрономическая цифра).
Став свободными мастерами, кимряки в считанные годы превратили Кимры в крупнейший центр российской обувной промышленности. Кимряки обували всю российскую армию, обувь из Кимр ценилась по всей России и была эталоном качества. Обувь также экспортировалась во многие страны мира.
Даже если бы графиня не дала согласия на продажу поселка, Кимры конечно все равно бы стал центром сапожного ремесла, возможно не с таким размахом, что случился в итоге. Сама же графиня провела свои последние дни в Париже в нищете, распродав все свои картины с молотка.
Следующий материал
Компьютерная томография: особенности, преимущества Предыдущий материал
В Кимрах пройдет фестиваль «Былинный берег»
КОММЕНТАРИИ